Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Фото
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах городского, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Согласно данной программы были скоординированы участия обучающихся в различных конкурсах и мероприятиях. Итоговая таблица выглядит следующим образом:
Общее количество участников интеллектуальных конкурсов в 2016-2017 уч. году 1-11 классов
|
Общее количество обучающихся
|
% участия от общего количества обучающихся
|
Количество призёров
|
% от количества участников
|
212
|
303
|
70%
|
169
|
80%
|
Анализ участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах
Конкурс
|
Количество обучающихся, принявших участие
|
общее количество обучающихся
|
% участия от общего количества обучающихся
|
количество призёров
|
% от количества участников
|
Русский медвежонок
|
88
|
303
|
30%
|
42
|
48%
|
Мета школа:
Математика
(октябрь)
|
58
|
303
|
20%
|
33
|
57%
|
Меташкола: русский язык (декабрь)
|
40
|
303
|
14%
|
31
|
78%
|
Золотой сундучок
|
39
|
303
|
13%
|
24
|
62%
|
Волшебный сундучок
|
25
|
303
|
9%
|
12
|
48%
|
Всероссийская
Интернет олимпиада по английскому языку 2016
|
2
|
303
|
1%
|
-
|
-
|
Республиканский конкурс «Я – исследователь»
|
1
|
303
|
1%
|
1
|
100%
|
«Забвению не полежит»
|
3
|
303
|
3%
|
2
|
67%
|
Республиканский конкурс «Мир и я»
|
8
|
303
|
5%
|
-
|
-
|
Олимпиада по математике «Дино»
|
6
|
303
|
4%
|
3
|
50%
|
Русский с Пушкиным
|
6
|
303
|
4%
|
4
|
67%
|
«Конкурс научно-исследовательских работ им. Вернадского
|
1
|
303
|
1%
|
-
|
-
|
Всероссийский интернет конкурс «Живая классика»
|
2
|
303
|
2%
|
Результаты подводятся
|
|
Интернет – марафон «Это нужно не мертвым, это нужно живым»
|
2
|
303
|
2%
|
1
|
50%
|
Республиканский конкурс чтецов
|
1
|
303
|
1%
|
1
|
100%
|
Олимпиада «День знаний»
|
6
|
303
|
4%
|
2
|
34%
|
Контрольный тест по английскому
(Снейл)
|
3
|
303
|
1%
|
1
|
34%
|
Олимпиада по английскому «ЛЕВ»
|
1
|
303
|
1%
|
-
|
|
Меташкола: Крестики-нолики»
|
9
|
303
|
9%
|
2
|
23%
|
Меташкола:
«Устные умножения с опорными числами»
|
3
|
303
|
1%
|
2
|
67%
|
Математический конкурс «НИМ»
|
12
|
303
|
4%
|
6
|
50%
|
Республиканский конкурс от ГИЯ «Happy New Year»
|
23
|
303
|
8%
|
2
|
9%
|
«Пилигрим» конкурс по английскому языку
|
28
|
303
|
10%
|
-
|
|
Республиканский конкурс «Самоуправление в образовании» ФАУ
|
1
|
303
|
1%
|
-
|
|
Флешмоб «Атмосфера чуда» при ДРИДППО (интеллектуальный блиц-опрос)
|
20
|
303
|
7%
|
сетрификат
|
|
Главные принципы реализации программы:
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
В рамках внедрения нового поколения образовательных стандартов необходимо обеспечить единство образовательного пространства и преемственность образовательных программ всех ступеней образования. Это обеспечит в первую очередь, равные возможности получения качественного образования, даст возможность учесть индивидуальное развитие каждого ребенка. Большую роль в этом играет организация подготовительного этапа – создание и разработка индивидуальных программ развития. Реализация программа «Я – личность» дала возможность увидеть положительные тенденции в развитии обучающегося нового поколения, устремленного в мир инноваций и компьютерных технологий.
Тенденции:
Положительные:
- Заинтересованность обучающихся к новым формам и видам работы
- Прогрессивность владения ИКТ
- Конкурентно-способность
- Отработка практических и теоретических знаний и умений
- Оперативное выявление пробелов в знаниях
Отрицательные:
- Призменное восприятие окружающего мира
- Сопоставление обучающегося с другими обучающимися из разных стран, отрицательное отношение к полученному результату, если он не удовлетворяет заявленное.
|