Я ПАТРИОТ

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы учебного учреждения

 

"Как нет человека без самолюбия,

— так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

 

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.

 

Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих - недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие десятилетия это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, фи­зической и военно-профессиональной го­товности к безупречному несению воен­ной службы, выполнению священного долга по вооруженной защите нашей Ро­дины.

Таким образом, патриотизм состоит из нескольких составляющих:

- любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите;

- сознательно и добросовестно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития общества;

- особая направленность самореализации и социального поведения граждан, в которой главное – любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета государства, его национальная безопасность, устойчивое развитие;

- нравственная основа жизнеспособности государства, внутренний мобилизующий ресурс развития общества;

- важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения;

- значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству.

Следовательно, патриотизм – это социальное явление, цементирующая основа существования и развития любых наций, государств.

Отсюда можно сделать вывод, что ра­бота по патриотическому воспи­танию с детьми должна проводиться ком­плексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особеннос­тей учащихся.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Сегодня в системе образования уже сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.

 

В нашей школе используются разнообразные формы работы с детьми в рамках патриотического воспитания:

 

Хочу остановиться на основных проектах, разработанных педагогами школы №80

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения занимает школьный музей.

 

Модель гражданско – патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом на наш взгляд, сегодня становится школьный музей. За последние годы в образовательных учреждениях усилился интерес к школьному музееведению. Школьные музеи рассматриваются как эффективное средство духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.

В проекте по патриотическому воспитанию «Я люблю этот город», разработанному заместителем директора по ВР Лапко Ириной Валентиновной, особое значение занимает школьный музей. Ведется работа по созданию школьного банка экскурсий к экспозициям школьного музея «История школы», а также по созданию электронных версий экскурсий и видеоэкскурсий. Также в проекте «Ветеран живет рядом», разработанному педагогом-организатором Андреевой Татьяной Валерьевной, функционирующий клуб «Поиск», обобщается материал и создается репозиторий в школьном музее «Я принес для Отечества славу, а для памяти – ордена». Практически вся работа школьного музея отражена на сайте школы.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно переходит в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории.

 

Воспитание в подрастающем поколении патриотического чувства или любви к отечеству, составляет одну из существенных обязанностей родителей и воспитателей. Воспитание этого чувства важно как для будущего блага самих детей, так и для благоденствия отечества.

Любовь к отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку внутреннее довольство, счастье. Следовательно, желая сделать детей счастливыми, внутренне довольными, надо внедрять в их души любовь к отечеству и желание служить ему.

Для воспитания патриотического чувства, огромное значение имеет влияние среды, влияние старших, среди которых дети живут. Подрастающее поколение невольно проникается теми чувствами, теми идеалами, которыми живут старшие. Если последние проявляют патриотическое чувство, им наверно проникнется и юное поколение. Пример - самое лучшее и самое верное воспитательное средство в этом случае. Проявление старшими своего патриотического чувства сильно влияет на молодую, восприимчивую душу детей. Необходимо надлежащим образом освещать деятельность исторических личностей и исторические факты, и освещение это должно быть проникнуто искренним патриотическим чувством самого наставника (учителя).

 

Воспитанию патриотизма способствует раскрытие всемирно-исторического значения победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся вновь убеждаются, что своей героической борьбой, своим трудом наш народ оказывает огромное воздействие на ход мировой истор0ии.

Кроме исторических рассказов, поэтические произведения, в которых художественно изображено проявление патриотического чувства, как самих поэтов, так и выведенных ими в произведениях лиц, могут служить хорошим средством для возбуждения патриотического чувства в детях.

Возвращаясь к проектам «Я люблю этот город» и «Ветеран живет рядом», хочу отметить, что забота о ветеранах в нашей школе была всегда. За каждым классом закреплены ветераны и участники ВОВ, которым учащиеся вместе с классными руководителями в течение года оказывают посильную помощь. Мы их поздравляем с праздниками, приглашаем в школу на беседы, классные часы, просто на чаепитие.

 

В 2015 году, по инициативе директора школы Мамченко Натальи Ивановны, была проведена акция «Сирень ветерану». В каждом дворе, где живет ветеран, был высажен куст сирени.

Также проведены акции: «70 добрых дел», «Русская береза».

Ежегодно, и это уже стало традицией, изготавливаются поздравительные открытки (поздравление ветеранов), листовки (развешиваются по всему микрорайону школы) и стенгазеты «С Днем Победы».

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства

 

Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. Патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

  • становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития. И на нас, педагогах, лежит большая ответственность. Направить детей на правильный путь. Воспитать так, чтобы их жизненными ценностями являлись - дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

 

Категория: Я-ПАТРИОТ | Добавил: Администратор (17.08.2017) | Автор: я-патриот
Просмотров: 518 | Рейтинг: 5.0/1